«Белое золото» - китайский фарфор

С 27 марта по 27 мая 2007 года в рамках Года Китая в Росси в Государственной Третьяковскрой галереи открыта выставка «Белое золото». Классика и современность китайского фарфора Одним из первых и ключевых событий в рамках Года Китая в России станет открытие в Третьяковской галерее выставки «Белое золото. Классика и современность китайского фарфора». Уникальные изделия из фарфора, выдающегося изобретения и предмета национальной гордости Китая, предстанут в выставочных залах сокровищницы изобразительного искусства России. Фарфор и связанные с ним традиции и ритуалы внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, став одним из ярких воплощений китайской культуры. Экспозиция представит эволюцию искусства фарфора на примере его изготовления в Цзиндэчжене, главном центре его производства в Китае. Выставка в Третьяковской галерее станет важнейшим звеном в культурном обмене между Россией и Китаем. Фарфор – вершина прикладного искусства Китая. Изделия из фарфора не только соединяют сугубо практическое применение с декоративными функциями, но несут в себе след богатейшей культурной традиции, воплощенной в искусстве каллиграфии, поэзии, чайной церемонии, украшении дома и религиозных обычаях. История фарфора насчитывает тысячелетия. В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В эпоху династии Сун на фарфоровых изделиях было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ». Эта надпись определила название города – «Цзиндэчжень». Этот город, расположенный рядом с разработками каолиновых глин на горе Гаолин, стал ведущим центром изготовления фарфора в Китае. Число печей здесь росло с каждым годом и во время расцвета производства фарфора, в эпоху Танской династии (более 1200 лет назад), достигало нескольких сотен. Форма изделий и роспись отличались невероятным разнообразием. Здесь было изобретено много видов фарфора – кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах (до 1400 градусов). Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удавалось создавать изделия, отличающиеся исключительной белизной и тонкостью черепка. Работы мастеров Цзиндэчженя были «ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл». Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом. При европейских, азиатских и африканских дворах коллекционирование изящного цзиндэчжэньского фарфора считалось показателем роскоши. Недаром европейцы в XVI–XVII веках называли китайский фарфор «белым золотом». Столетиями фарфор Цзиндэчженя вывозили в разные страны по Великому Шелковому и по Морскому Керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена. Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчженьского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII—XIX веков. На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству. В последние десятилетия прошлого века мастера фарфора не только бережно следовали канонам, передаваемым из поколения в поколение, но и постоянно учились и перенимали различные приемы у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи го хуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое традиционное искусство предстало в обновленном виде. Главные темы выставки – «Традиционная культура фарфора в Китае» и «Новый облик китайского фарфора». В состав выставки включено около 120 экспонатов, половина из которых – старинные изделия (начиная с XI века), другие – уникальные образцы работы современных мастеров. Экспозиция наглядно демонстрирует стилевую эволюцию изделий из фарфора. Чашки, блюда, сосуды, вазы, статуэтки, фигурки животных, декоративные панно иллюстрируют жанровое и типологическое многообразие. На выставке представлены редкие образцы костяного фарфора. Часть произведений с большим успехом демонстрировалась на выставках, проводившихся в 2004 году в Токио и в Париже. Экспонаты поступили из Музея провинции Цзянси и Музея керамики и фарфора города Цзиндэчжень, важнейших центров коллекционирования и исследования цзиндэчженьского фарфора. Выставка организована совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» в рамках фестиваля китайской культуры.

Hosted by uCoz