Золото - Художественная и холодная ковка металла, металлоконструкции

Древнегреческий бог Гелиос, олицетворяющий солнце, каждое утро выезжает на небо в золотой колеснице, выкованной богом-кузнецом Гефестом. Он льет на землю золотые живительные лучи, от прикосновения которых все оживает и расцветает вокруг. Совершив круиз по небу, Гелиос опускается к водам океана, где его ожидает золотой челн, на котором он отплывает в страну солнца. Золото в представлении древних греков является постоянным спутником Небесного светила . Из него сделаны челн и колесница Гелиоса. Даже лучи, исходящие от него, и те золотые. Правда, они золотые скорее в переносном смысле, так как дарят земле нечто более драгоценное, чем «вечный металл», жизнь, свет и тепло. Торжество солнца происходит весной, и поэтому часто в поэзии образ солнца отождествлялся с образом весны. Уходи, зима седая! Мчится с горной вышины! писал поэт XIX века А. Майков. ...Во все времена золото оставалось металлом царей, символизируя не только богатство, но и величие, совершенство, превосходство, мудрость, власть. У одного из древнейших народов Латинской Америки ацтеков золото считалось талисманом, излучающим божественную силу, проистекающую от солнца. Ацтеки верили, что вождь племени сын Солнца. Во время больших праздников он должен был торжественно встречать своего отца, то есть восход солнца. Чтобы сын так же сиял, как его отец, вождя натирали маслом и посыпали золотым порошком. В таком виде отправлялся он по озеру на ритуальном плоту навстречу восходящему солнцу. Там, на середине озера, совершался праздничный ритуал. В дар солнцу приносили золотые вещи, которые бросали на дно озера. Хотя времена «золотых» вождей давно прошли, но в языке многих народов остались словосочетания «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова» и многие другие, приобретя, разумеется, фигуральное значение. Отдельные золотые предметы имели у греков символическое значение. Золотая цепь символизировала успех, богатство, честь, достоинство, красноречие. Она была постоянным атрибутом бога Гермеса. В то же время золотое яблоко было символом раздора, неприязни, чванства и высокомерия. Так, золотое яблоко (яблоко раздора), брошенное Эридой, в конечном счете стало причиной Троянской войны. У многих народов, в том числе и русского, золотое кольцо считалось символом счастья, семейного благополучия, супружеской верности. В русских народных так называемых подблюдных песнях, которые исполнялись девушками во время предновогодних гаданий, оно выступало символом брака. Ритуал гаданий был прост. Все присутствующие клали в большое блюдо свои перстни, серьги и прочие украшения. Затем одна за другой исполнялись подблюдные песни самого различного содержания. Текст очередной песни, под которую из блюда вынималось украшение, был иносказательным: Рылась курица на завалинке, Вырыла колечко золотое... Девушку, чье украшение было вынуто под эту песню, ожидало в предстоящем году удачное замужество, семейное счастье и достаток. С золотом древние люди связывали идеи жизненного начала, считая его эликсиром жизни, лекарством от всех недугов. Эти суеверные представления еще долго владели сознанием людей. Их рассуждения сводились к следующему. Поскольку золото имеет неограниченную власть над человеком, оно должно иметь такую же власть и над его болезнями. В конце прошлого века в немецком «Металлургическом журнале» читателям была поведана история использования золотых пилюль с лечебными целями. Принимал эти золотые пилюли ежедневно, чтобы поправить свое здоровье, некий владетельный князь. Он полагал, что золото растворяется в «соках человеческого тела» и благотворно действует на организм. Чтобы доказать обратное, ученый Левенштерн попросил собрать золото, выводимое из организма князя, и сделать из него пуговицу внушительных размеров. Князь был удивлен, увидев на костюме ученого столь необычную пуговицу. На его немой вопрос ученый ответил: «Я ношу здесь ваше здоровье». «Люди гибнут за металл!» Вряд ли кому-либо нужно объяснять, какой металл имел в виду Мефистофель, герой трагедии Гете «Фауст». Много горя принес людям «солнечный металл», выступая в роли денег. Он и сейчас является всеобщим эквивалентом товарной стоимости в мировой валютной системе. Такое положение металла объясняется его редкостью, долговечностью и невозможностью создать искусственным путем, хотя попытки создать золото, превратив в него другие металлы, например, ртуть, не прекращались на протяжении многих веков. Особое рвение в этом деле проявили алхимики средневековой Европы. В 1586 году чудо-доктор и алхимик швейцарец Турнейсер опустил в Риме на глазах свидетелей в красную протраву раскаленный железный гвоздь. Побывавшая в растворе часть превратилась в золото. Наполовину золотой, наполовину железный гвоздь был выставлен для всеобщего обозрения. Путешествующий в 1730 году по Италии ученый И. Кейслер разгадал секрет чудесного превращения. Позже он писал: «По-видимому, уже многие годы стыдятся показывать этот гвоздь, после того как было обнаружено, что это обман и весь фокус заключается в незаметной пайке». Просто-напросто перед демонстрацией золотое острие было покрыто специальной краской, которая сошла, как только оказалась в растворе. Разумеется, среди алхимиков не все были шарлатанами. Многие из них искренно заблуждались, веря, например, в то, что ртуть можно превратить в золото. Позже идеи получить золото искусственным путем стали все реже занимать человека, так как они не приносили реальных плодов. Более практичные люди, желающие разбогатеть, полагались на другие источники. В истории человечества известно множество случаев вспышки болезни, которая не значится в медицинской литературе, золотой лихорадки. Как только появлялись сведения, что в каком-то участке земного шара открыто месторождение золота, так туда со всех концов света отправлялись многочисленные золотоискатели. Необычный ажиотаж вызвало открытие золотоносных жил в Бразилии, Австралии, Соединенных Штатах Америки. Клондайк стал символом наживы и безумной погони за золотом... То в одной, то в другой точке земного шара до сих пор появляются свои клондайки. В 1987 году золотая лихорадка вспыхнула на Таиланде. Один из фермеров при обработке рисового поля нашел несколько крупиц золота. Две тысячи фермеров, позабыв о своих делах, кинулись промывать почву на рисовых чеках. Трудно судить, насколько успешными были поиски, так как каждый старатель тщательно скрывал результаты своей работы. В этом же году приступ золотой лихорадки вспыхнул в Японии. Его вызвала небольшая горная деревушка Упубана, расположенная в префектуре Яманаси. Началось все с того, что местный охотник, к великому удивлению, обнаружил у убитого им оленя золотые зубы, вернее коронки. Какой неведомый лесной дантист поставил ему эти коронки? Было сделано предположение, что золото отложилось на зубах, когда животное пило воду из золотоносного ручья или глодало корни поблизости от золотой жилы. Страсти разгорелись еще больше, когда местные жители вспомнили легенду о золотой корове, а историки подтвердили, что в этих местах в древние времена был золотой рудник. Народная поговорка гласит: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Мастерство всегда имело первостепенно значение при определении достоинства художественного произведения. Но для золотых вещей существуют как бы оценочные категории: первая художественные достоинства, историческая ценность произведения искусства из золота; вторая высокая цена самого материала. Это стало причиной гибели крупнейших произведений декоративно-прикладного искусства от рук грабителей. Истории известно немало случаев, когда похищенные в музеях золотые изделия грабители превращали в слитки и продавали за большие деньги. Но в то же время многие шедевры декоративно-прикладного искусства дошли до нас благодаря тому, что были сделаны из золота материала, способного противостоять разрушительным силам природы. Золотые вещи всегда представали перед археологами в своем первозданном виде. «Отблески золота вспыхнули всюду, чуть только брызнул первый луч... Золото на полу, золото на стенах, золото там, в самом отдаленном углу, где рядом со стеною стоит гроб, золото яркое и светлое, как если бы оно только что вышло совсем новое из рук золотых дел мастера...» Эти слова принадлежат египтянину Г. Масперо, описавшему первое проникновение в обнаруженный в 1907 году тайник в Долине царей (городе Мертвых) близ Фив. В том же городе Мертвых в 1922 году было найдено другое захоронение фараона Тутанхамона. Золотая маска и другие предметы, выполненные из золота, являются уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства. В наше время золото наибольшее применение находит в ювелирном деле. Чистое золото мягкий желтый металл, имеющий температуру плавления 1046,49`С, плотность 19,32 г/см3 . Обладая высокой коррозийной стойкостью, оно не может противостоять только так называемой царской водке, в которой растворяется без остатка. Царская водка представляет собой смесь трех объемных частей соляной и одной части азотной кислот. На современных ювелирных изделиях из золота обязательно стоят знак государства, в котором они изготовлены (для СССР звездочка с серпом и молотом внутри), и трехзначное число так называемая проба. Она указывает на количество частей чистого драгоценного металла, содержащегося в тысяче весовых долях сплава. В нашей стране для золотых ювелирных изделий установлены следующие пробы: 375, 500, 583, 750 и 958-я. За рубежом, например в Чехословакии, несколько иные пробы: 375, 585, 750, 900 и 986-я. Золото самой низкой 375-й пробы содержит 625 весовых долей примесей других металлов. Небольшие примеси есть даже в золоте самой высокой 958-й пробы 42 весовые доли. Почему же стандарты не предусмотрели изделия, которые полностью состояли бы из чистого золота? Чистое золото 1000-й пробы настолько мягкий металл, что на нем можно сделать царапину даже ногтем. Кольцо из чистого золота могло бы истереться в довольно короткий срок, если бы в него не добавляли другие металлы. Смешивание чистого золота с более дешевыми металлами называется лигированием. Серебро, медь, цинк, никель, палладий и другие металлы повышают твердость и прочность золота, снижают температуру плавления. Вводя в золото лигирующие металлы, мастера не только делают сплав более прочным и дешевым, но в зависимости от пропорциональных соотношений этих металлов добиваются определенной окраски. Палитра золотых сплавов довольно разнообразна, и пользоваться ею художники по металлу умели еще в глубокой древности. При раскопках Микен, крупнейшего центра эгейского искусства, археологи обнаружили множество золотых предметов: кубки, диадемы, маски, бляшки, украшавшие одежды, кинжалы, инкрустированные золотом и серебром. На кинжалах с большим мастерством была выполнена инкрустация, изображавшая различные сцены охоты. Древний художник использовал для инкрустации серебро и золотые сплавы светло-желтого, темно-желтого и белого цветов. В инкрустации они играли ту же роль, что и краски на полотне живописца. Современная палитра окраски золотых сплавов стала еще более разнообразной. Внутри каждого сплава определенной пробы количество золота остается всегда постоянным, а вот пропорции лигирующих металлов могут изменяться в зависимости от того, какие свойства золотому сплаву желает придать мастер. Чем больше в сплаве окажется меди и меньше серебра, тем он краснее такое золото называют красным. Чтобы получить желтое золото, наоборот, увеличивают количество добавляемого серебра. При этом соответственно уменьшают содержание меди. Введением в состав сплава никеля или палладия получают золото светло-соломенного отгонка так называемое белое золото. Например, палитра золотого сплава 585-й пробы имеет светло-желтый, желтый, темно-желтый, розовый, красный и белый цвета. Чтобы получить светло-желтый цвет, в сплаве вводят 320 тысячных долей серебра и 99 меди, желтый 280 серебра и 135 меди, темно-желтый 230 серебра и 185 меди, розовый 140 сере

Hosted by uCoz