Подделка под золото

АиФ № 25 (1026), 21 июня 2000 г. Мой знакомый возвращался из Турции, страшно довольный дешевизной отдыха и "обновкой" -- толстой золотой цепью высокопробного лимонного цвета. На таможне его тормознули: потребовали не то чек, не то сертификат на сии вериги. Тут и выяснилось, что эти документы знакомый по простоте душевной выкинул в ведро. Таможенники обрадовались и потирали ручки в предвкушении штрафа, а то и изъятия цепуры. Но "преступник" заартачился и принялся качать права. Повели к эксперту -- взвешивать и удостоверять драгметалл. Вот тут-то и выяснилось, что на шее "контрабандист" таскал никакое не золото, а -- сплав цинка и меди характерного желтого цвета, сплошную, короче говоря, бижутерию. "Нет, ну ты представляешь? -- возмущался благополучно прошедший таможенный досмотр приятель. -- Я ж ее не в лавке какой покупал, а в большом магазине! И проба там стояла!" В общем, ничего святого у этих златоторговцев -- и у заграничных, набеги на дешевый товар которых ежегодно совершают 2,5% наших граждан, отдыхающих за рубежом, и у наших, вполне официально занимающих площади под салоны, магазины и магазинчики со словом "Ювелирный" на вывеске.  Проба -- никакая не гарантия. Если российские стандарты еще известны -- звезда с серпом-молотом или женский профиль рядом с цифрами 375, 500, 585 и 750 плюс шифр территориальной инспекции пробирного надзора, поставившей клеймо на ваше украшение (его видно под лупой), то с иностранными пробами вообще черт ногу сломит. Знание того, что 14-каратное золото -- это 585-я, а 18-каратное -- 750-я пробы, мало облегчает дело. Цифирки цифирками, а в руках у вас может оказаться цепочка, у которой только 1/3 звеньев -- вожделенный металл, а все остальное -- абсолютно иной сплав. И хорошо еще, если электрон (золото и серебро в пропорциях 30-40% серебра к 70-60% золота), поликсен ("загрязненная" другими металлами природная платина), херагольд (низкопробный состав -- золото 375-500-й пробы) или просто позолоченное серебро, эти хоть какую-то ценность представляют. А то "налетите" на тот же томпак, (медь и алюминий) или выдаваемую за платину (хром, никель, но в основном -- железо) -- совсем обидно будет.  (Список наиболее распространенных сплавов, выдаваемых за золото или другие драгоценные металлы приведен в разделе " "). Проверить сложно: не всякий ювелирный детектор среагирует. Если у вас с собой есть "определенно золотая" вещица, бросьте ее на стол вместе с "сомнительно золотой". Если их "звонкость" будет сопоставима, есть надежда. Возможен и чисто психологический марш-бросок: поковыряйте на глазах у продавца поверхность изделия. Особенно ничего не наковыряете, но реакцию отметите... Основные проблемы начнутся даже не тогда, когда нежно-персиковая позолота сойдет, обнажив агрессивно-рыжую основу, а когда у вас порвутся звенья такой толстой на вид цепочки и вы понесете ее в ремонт. Вот тут-то и выяснится, что сплав такой хрупкий, что его и спаять-то по-человечески не удастся. Особенно велика вероятность приобрести фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ, Турции и др. Соответственно оттуда же поступает и псевдозолотая контрабанда. На золоте, продающемся у нас, пусть даже "нерусского" происхождения, обязательно должно стоять упомянутое выше клеймо нашей Пробирной палаты. Но очень может быть, что на экспертизу представляли только замок браслета или цепочки. Или, скажем, из всей партии колец "Закат на Босфоре" "удачно" проверили лишь одно. Оно было вполне качественным. А вот остальные... Эксперты -- "пробирщики" не долбят украшение насквозь. Сверху соскабливается слой сплава, который "химически анализируется". Но только сверху. Вы непременно "лохонетесь", покупая золото с рук, из-под прилавка и даже в церкви! Трогательные рассказы коммивояжера в подземном переходе о том, что "сегодня наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу", закончатся выброшенными на ветер деньгами. Поэтому наша цель -- если не те бутики, что расположены на Вандомской площади в Париже, вроде "Шомэ", "Шопар" или "Булгари", то те ювелирные магазины, которые вы помните в своем родном городе еще с доперестроечных времен. Посудите сами: за последние 10 лет официальное производство "презренного металла" сократилось примерно в 3 раза. А "ювелирок", которых было около двух с половиной тысяч, стало почти в 5 раз больше. Откуда, спрашивается, там взяться настоящему золоту в таких-то количествах? Так что, если вы серьезно озабочены проблемой вложения денег в драгметаллы, отдайте предпочтение золоту в слитках, а не в цепочках. Нет, конечно, это не значит, что теперь нам вообще не стоит и носа казать в ювелирные салоны. Просто соблюдайте несколько простых "правил изнанки". Перед тем как выложить свои кровные, непосильным трудом заработанные дензнаки перед кассиром, придирчиво и недоверчиво, как стоматолог районной поликлиники зубы отъезжающего в продолжительную загранкомандировку токаря, осмотрите оборотную сторону изделия. Чем лучше она выглядит, тем и вам лучше. Чем аккуратнее запаяны - припаяны камни в кольце или серьгах, тем живее надежда, что перед вами не "левак". Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор "утверждает", что все в порядке. Недавно в одном из московских ломбардов даме едва не вернули со скандалом "всамделишные" серьги от "Тиффани". Несмотря на то что на изящных украшениях чинно стояли и проба, и фирменное клеймо фирмы, прибор определил, что перед ним "unknown alloy" (неизвестный сплав). Как говорится, и на старуху бывает проруха. А представляете, сколько раз детектор может соврать "обратную сторону"?.. Фальшивкой в России никого не удивишь. Водка, майонез, фирменная одежда, компакт-диски, видеокассеты, американские доллары -- сейчас умеют подделывать все. Но ни одна подделка не обойдется потребителю так дорого (в буквальном смысле слова), как фальшивое ювелирное изделие. Статистика между тем неумолима: более половины продаваемых в России золотых украшений произведены нелегально. Может быть, и ваши тоже? За качеством ювелирных изделий следит в России Государственная пробирная палата. И теоретически украшения из золота, на которых стоит ее проба, можно считать настоящими. На практике, однако, все гораздо сложнее. Дело в том, что большинство ювелирных изделий проходят в пробирной палате в буквальном смысле поверхностный контроль: делается только анализ слоя металла, соскобленного с поверхности изделия. Это гарантирует только то, что этот верхний слой украшения действительно золотой. А что находится под ним -- тайна. Вы возразите: ведь известно, что ювелирные изделия разрезают и делают подробный химический анализ среза. Да, делают. Но лишь одного изделия из партии однотипных украшений. И если остальные будут отличаться от проверенного образца, пробирная палата за это ответственность не несет. И еще. В настоящее время только половина всех ювелирных изделий в России имеет государственную пробу. А если принять во внимание специфику работы пробирной палаты, придется признать: по-настоящему качественных украшений еще меньше. И, по большому счету, ничего удивительного в этом нет: подделка ювелирных изделий -- необыкновенно выгодный бизнес. Они малы по размеру и обладают весьма высокой стоимостью в расчете на единицу объема. Они удобны при контрабанде, для их производства не нужно больших помещений, а сложные технологии используются, да и то не всегда, лишь для некоторых операций (например, при производстве цепей). Нет особой потребности и в механизации производственного процесса. Но даже если она и возникает (скажем, для получения заготовок при изготовлении крестиков), теневые ювелиры легко кооперируются с легальными предприятиями, а то и просто входят в их структуру. Короче говоря, теневая ювелирка - давний, хорошо работающий бизнес. Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путем. Из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота. Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку. Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем подавляющая часть контрабанды попадает в Россию по автомагистралям или железной дороге. Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться в пользу “отечественных производителей”. Девальвация рубля привела к тому, что часто выгоднее подделывать украшения в России, чем импортировать. Но покупателям от этого не легче. Спору нет, пока купленное по случаю возле метро новое колечко у вас на руке, никаких проблем нет. Но вот металл начал темнеть, и вы решаете его почистить. Почистили - и вот на нем уже проступают предательские белые блики. Это сошла позолота и обнаружилось истинное содержимое колечка - медь, алюминий, а то и вовсе железо. Это уже не украшение. Ясно также, что если вы решите заложить “драгоценность” в ломбард или продать, денег, которые были потрачены на ее покупку, вам, разумеется, уже  не дадут. Так что придется смириться с тем, что деньги оказались попросту выброшенными на ветер. Не стоит долго возмущаться тем, что, дескать, на изделии стояла проба. Проба на украшении часто не соответствует его действительному составу, и это один из самых распространенных способов надувательства и обмана доверчивых покупателей. Между тем соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России часто не берут в ремонт изделия из Турции: аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто невозможно. Существуют и “комбинированные” фальшивки: когда часть изделия представляет собой приличное золото, а часть -- сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо -- при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить. Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия -- например, замок к цепочке. А сама цепь -- сомнительного качества - присоединяется к замку позже. Из этого вовсе не обязательно следует,

Hosted by uCoz