Золото-серебряное кружево -1: Sergiev Posad Museum
а протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа. Коллекция золото-серебряного кружева Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывает около 150 единиц хранения. В нее входят образцы мерного кружева и предметы церковного культа, в декоративном убранстве которых наряду с золотным и жемчужным шитьем немалую роль играло кружево, плетенное из золотных и серебряных нитей. Часть коллекции составляют вклады в Троице-Сергиев монастырь. олото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы. На всем протяжении XVII и в первой половине XVIII века кружево ввозилось в Россию в больших количествах, причем не только готовые изделия, но и высококачественные золотные и серебряные нити, которые использовались мастерицами в шитье и кружевоплетении. Любовь к золото-серебряному кружеву и его широкое распространение на Руси, особенно в XVII веке, объясняется прежде всего тем, что оно по своим декоративным качествам прекрасно гармонировало с крупноузорными тяжелыми тканями, бытовавшими в то время, со свободным покроем одежд и с великолепным жемчужным и золотным шитьем, достигшим расцвета в XVII столетии. Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт. том, насколько широко золото-серебряное кружево применялось в церковном обиходе, свидетельствуют Описи Троице-Сергиева монастыря XVII— начала XX века. Так, в самой ранней из сохранившихся монастырской Описи 1641 года значится 15 произведений с кружевом, в том числе находившиеся в ризнице «четыре покрова бархат червчат гладкой, а на них кресты низаны жемчугом кафимским в одну прядь, а около жемчугу веревочка дела¬на канителью. По краям нашиты кружева золотные плетены. Дача царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси». В Описи 1735 года упомянуто около 30 произведений с кружевом, в Описи 1756 года — более 50 и т.д. ентрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились талантливые мастерицы. Самые ранние из произведений золото-серебряного кружева в собрании музея относятся ко второй половине — концу XVII века. Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана — типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия. Наиболее характерны эти мотивы для кружева фламандского типа. Кружево с изображениями гвоздики и тюльпана составляет одну из основных групп узоров в собрании музея.