Увеличение спроса на золото: на словах и на деле - ВС. Всё о

Некоторые владельцы золотых рудников рассматривают маркетинг как возможный путь восстановления своей отрасли. Может ли золотодобывающая промышленность перенять опыт рынка платины и алмазов? Gold Fields, третья в мире по величине золотодобывающая шахта, начала разработку месторождений платины в Финляндии. Подобная смена приоритетов не внушает уверенности в будущем «желтого металла». И это всего лишь одна сторона медали. Давайте взглянем на планы расширения золотых копей. Не так давно канадская золотая шахта Dome, объявившая прииск Las Crisdnas в Венесуэле одним из трех своих основных проектов, просто «списала» его. В это же время Amplats, самая большая платиновая шахта в мире, увеличивает свою добычу на 75%. Неудивительно, что инвесторы предпочитают «платиновые» акции «золотым». Было бы нелепо отрицать, что рынок платины так же важен, как и рынок золота. Конечно, история золота как совокупность ценности металла и его значения в качестве международной валюты сделала этот рынок более многоуровневым, чем, скажем, рынок платины, но это всего лишь дело времени. Через Лондонский рынок в день проходят около 7501000 тонн золота одними слитками, в то время как металлы платиновой группы остаются достаточно неликвидными. На товарном уровне суммарный объем выпущенной на рынок платины равен восьмой части золота. Золото, безусловно, является важным рынком, но платина продолжает медленно завоевывать свою нишу. Происходит борьба за сферы влияния как между платиной и алмазами, так и между платиной и золотом. Проблемы «золотого» рынка не новы, на нем в течение последних 20 лет наблюдался упадок. Как ранее отметил председатель Лондонского рынка слитков, не многие в настоящее время нуждаются в покупке золота. Немногие частные лица и организации намерены в будущем вкладывать деньги в золото. Ситуация усугубляется еще больше, когда возникает следующая дилемма. Спрос на золото составляет 4000 тонн, в то время как ежегодно добывается более 140 000 тонн этого металла. На рынке золота за последнее время наблюдались следующие изменения, вызванные попытками некоторых компаний поддержать цены: во-первых, со стороны центральных европейских банков, которые владеют половиной добытого золота, во-вторых, со стороны крупных золотодобывающих компаний, которые в свою очередь владеют еще не добытым золотом. И с той, и с другой стороны была предпринята попытка поднять рыночные цены, но, как правило, подобное повышение не являлось долгосрочным, так как для этого процесса общего «положительного» отношения к золоту недостаточно. В то время как европейские банки заявляли в сентябре, что они должны приостановить продажу и заем золота на следующие пять лет, они также сказали, что золото должно остаться важным элементом глобальных денежных резервов. «Золотые жуки» восприняли это как знак доверия, хотя это могло лишь означать, что некоторые страны, обладая слишком большими государственными резервами в виде золота, не желают показывать общественности количество своих запасов. Европейские банки предприняли ряд специальных мер по программе продаж золотого запаса. В результате даже такое государство, как Франция, решило отказаться от своих исторических традиций и распродать часть государственных резервов. Обязательство, взятое некоторыми производителями в феврале, дало кратковременный толчок в цене. В то же время это не сыграло на руку банкам и золотодобывающим предприятиям, так как они оказались практически безоружными в борьбе за повышение цен. С тех пор стало довольно распространенным мнение, что на этом рынке гораздо более активную роль играет спрос, а не предложение. Конечно, это не совсем так. Золотая гора не исчезнет только оттого, что о ней перестанут говорить. Другими словами, поставщики золота сочли более целесообразным сконцентрироваться на рынке спроса, так как изменить что-либо на рынке предложения оказалось им не под силу, что вполне справедливо. Но когда дело доходит до практик, то сразу возникает дилема, действительно ли можно что-нибудь сделать на рынке спроса. Большинство отраслей промышленности используют рынок для того, чтобы поднять цены. Но здесь все иначе. Суммарный объем затрат на рынке золота составляет от 30 до 40 миллионов долларов. Тогда как рыночная стоимость «сырого» золота приблизительно равна 23 миллиардам. Таким образом, затраты на продвижение товара составляют всего лишь 0.2% его стоимости, в то время как на рынке платины и алмазов эта цифра намного выше. Более того, компания De Beers, алмазный гигант, недавно заявила о том, что рынок алмазов также не несет больших затрат на продвижение своего товара. По их расчетам, затраты отрасли составляют 1% от продажной цены ювелирных изделий, и в настоящий момент они пытаются привлечь покупателей и представителей родственных отраслей для того, чтобы начать вложения и увеличить эту цифру до 6-10%. Большинство золотодобытчиков ошибочно считают, что их работа заканчивается, когда они доставляют металл на монетный двор. На самом деле поле для деятельности на рынке золота намного шире, чем на рынке платины или алмазов. Золотодобывающая промышленность представляет собой раздробленную отрасль, в то же время на рынке алмазов De Beers до недавнего времени являлась монополией. В настоящий момент политика компании заключается не в регулировании цен через резервный запас, а в вовлечении покупателей в рекламную компанию. Таким образом, продвижение товаров на алмазном рынке является целевым. Платиновая промышленность -это олигополия с единственным представителем Amplats. Подобно De Beers, Amplats пытается держать предложение в пределах своих ожиданий спроса, и, учитывая большое количество льгот, существующих для предприятий в этой области, можно судить о доле их прибыли. Основной рынок - продажа ювелирных изделий - еще более раздроблен, чем добывающая промышленность. Большинство существующих на этом рынке покупателей те, кто предпочитает вкладывать или хранить деньги в золоте, особенно в странах восточной Азии, среднего Востока и Индии. Именно такие клиенты до настоящего момента взращивали в производителях золота уверенность в том, что «золото продает само себя». Тем не менее, некоторые аналитики готовы поспорить, что когда такие страны как, например, Индия, приобретут эффективную отраслевую банковскую систему (или систему электронных банков в Интернете), золото перестанет продавать себя. Хотя в последнем отчете Энди Смита (Mitsui) говорится о том, что демографическая тенденция в Индии увеличила спрос на традиционное индийское приданое. Таким образом по-прежнему в силе все признаки того, что молодое поколение этого региона будет по-прежнему поддерживать золото. Если рынок покупателей «желтого металла» увеличит свои масштабы, его рекламная компания превратится в продажу товаров широкого потребления. А так как престижные золотые украшения имеют гораздо более высокую цену, чем само золото, хотя при этом используется металл низкого качества, новое поколение покупателей будет вынуждено потратить существенно более крупные суммы, чем их предшественники -таков неизбежный вызов нового рынка золотой промы-шленности. Крупные банки продолжают продавать золото, не задумываясь о механизме продаж. Состоявшийся этой весной в Великобритании аукцион, на котором были выставлены пять новых лицензий операторов сотовой связи, принес государственной казне более 22 миллионов фунтов стерлингов - в семь раз больше, чем прогнозировалось. Ожидается, что начавшийся прошлым летом аукцион по продаже 415 тонн золота (что составляет более половины общего национального запаса), принесет английской казне чуть меньше четырех миллионов долларов США. Эксперты, критикующие программу продажи золотого запаса, проводимую британским правительством, считают ошибочным использование общественных аукционов, которые, по их мнению, негативно влияют на рыночную цену золота. Их мнение однозначно. Казначейство должно делать минимум информации достоянием общественности. Однако основной причиной, по которой упали показатели эффективности проведения аукционов, является преобладание предложения этого металла над его спросом. Спрос на золото вырос в 1970-е годы, когда в связи с освобождением золотых резервов от государственного контроля у граждан США появилась возможностью покупать золото. Соответственно, выросла и цена на золото. США и Международный Валютный Фонд стали успешно использовать аукционы для реализации своих излишков. В период между 1975 и 1980 гг. стоимость золотых слитков выросла со $120 до $800 за унцию. МВФ и Казначейство США продали 1260 с лишним тонн золота. Одним из покупателей тогда выступил Швейцарский Национальный Банк, самый крупный продавец золота на сегодня. Базовая цена определяется ежедневно рынком золотых резервов. Британские аукционы, проводимые раз в месяц, не могут повлиять на рынок в целом. Каждый день на лондонском золотом рынке торгуется около 750-1000 тонн золота. На самих аукционах выставляется лишь 25 тонн, и торги вряд ли могут значительно повлиять на рынок в целом. С тех пор, как Великобритания обнародовала о предстоящем объеме распродаж, цена осталась на прежнем уровне. Но, несмотря на сдержанность центробанков в торговле на рынке, эти сделки по-прежнему создают невидимый потолок для цен. Когда цены достигали определенного уровня, банки моментально сбрасывали на рынок несколько тонн, останавливая общий рост. Единственным барьером на сегодня остается принятое в сентябре 1999 года соглашение, достигнутое 15 крупнейшими европейскими банками, Washington Accord, в котором банки официально договорились об ограничении своих торговых сделок по золоту до 400 тонн в год. Минус в том, что это соглашение упорядочивает лишь продажи золота, но не его покупки.

Hosted by uCoz